Аудит удобства использования сайта: юзабилити-тестирование
Проведение аудитной проверки удобства использования сайта называется
юзабилити-тестированием (“usability”-“удобный в использовании”, англ.).
Чтобы пользователь оставался на сайте подольше, знакомился с текстами,
выполнял задачи, предложенные сайтом, в первую очередь ему должно быть
там интересно, во вторую – удобно. Поэтому определение того, насколько
сайт удобен для целевой аудитории, очень важно при его раскрутке.
Важно оценивать два критерия юзабилити сайта: его визуальные и
технические свойства. То есть, сайт должен не только привлекать внешне и
быть информативным, но и иметь простую систему управления, оперативную
загрузку и т.д. Представьте себе, что вы посещаете весьма интересный
ресурс, приятно и уютно оформленный, который при этом очень медленно
загружается или на котором не работает половина ссылок. Или ресурс,
который загружается со скоростью света, но ничего полезного вы на нем
для себя не нашли. И тот и другой сайт вы покинете с одинаковой
скоростью. При этом вы не сможете конкретно обозначить, что заставило
вас уйти со страницы. После юзабилити тестирования станет возможно
определить, что именно в данных сайтах вам не понравилось и что следует
менять для того, чтобы вы захотели оставаться на площадке дольше.
Адаптация пользователя на сайте происходит в считанные секунды:
сайт еще не успевает загрузиться, как пользователь уже на 60% знает,
останется он на предлагаемом ресурсе или нет. Дальше его пребывание
определяется по мере того, несколько ему комфортно оставаться на сайте. А
если площадка коммерческая, то преобразование простого посетителя в
клиента происходит отчасти благодаря тому, насколько благоприятные
условия ему для этого были предложены. Легко ли отыскать контакты фирмы,
что сделано на сайте для того, чтобы связаться с фирмой можно было
здесь и сейчас, корректно ли отображены адреса и телефоны - все это и
многое другое входит в юзабилити аудит и определяет потенциальные
возможности наработки клиентской базы.
В usability тестировании производится не просто мероприятие по
выявлению недоработок в создании сайта. Следует составить четкую
концепцию дальнейшего развития ресурса, план по устранению недочетов и
предоставление новых возможностей. Составление стратегии по
усовершенствованию площадки это не разовая процедура: чем дальше
владелец хочет продвинуть свой сайт, тем больше он должен над ним
работать и, следовательно, дорабатывать.
Можно отказаться от услуг аудиторов и «методом тыка» исправлять
ошибки (или добавлять новые). Зачастую так и происходит, когда владелец
(он же разработчик), желая сэкономить, самостоятельно определяет, какую
программу по продвижению сайта следует применить. Но как показала
практика, при серьезном настрое на успех сайта подобное «творчество»
недопустимо. В виртуальной сети работают свои законы славы, и их следует
знать и соблюдать для того, чтобы получить высокую результативность
посещений и прибыли.